Река Устья, Устьянский район, Архангельская область. Существует две версии о том, откуда река Устья получила свое название. По первой, Устья происходит от слова «ушья», что означает «лесная река». По второй версии, это русифицированное древнее вепсское (чудское) слово Остойя или Осттойя, что означает торговая река. Предки современных вепсов торговали с волжскими булгарами на этой реке и дали ей такое название. В конце I – начале II тысячелетия началась колонизация Заволочья славянами. Эти места были уже частично обжиты. Встречались разные этнические группы, в основном, финно-угорские (Чудь). Фактически Устьянские земли не имеют близкого родства с Поморьем. Взаимоотношения этих земель носило эпизодический характер. Влияния Поморья на быт и культуру Устьян было незначительным. В X – XI вв. колонизация имела двусторонний характер – со стороны Ростова и Великого Новгорода. Вниз по реке Устье располагались устьянские волости в следующем порядке: Дмитриевская, Введенская, Никольская, Шангальская, Чадромская. К ним же принадлежали Соденгская, лежащая на притоке Устьи реке Соденьге, и Ростовская – на притоке Кокшеньги. В старину к Устьянским волостям причислялась Хозменгская, Пежемская и Чушевицкая. В далеком прошлом эти волости входили в состав Важской земли и населялись Чудью и Угро-уинскими племенами. Долгое время славяне и чудины совместно проживали на этой территории, поэтому многие деревни имеют два названия (чудское и славянское). После присоединения Важской земли к Московскому княжеству, началось формирование Устьянских волостей, которые в административном подчинении не входили в состав Важской земли. Они составляли обособленную единицу и относились к приказу Устюжской чети, а крестьяне назывались черносошными и платили налоги в государственную казну. Во время феодальной раздробленности Устьянские земли вошли в состав Устюжского уезда (Устюжские земли принадлежали Ростову), а потом и в состав Ростовского княжества. С 1364 г. Устюг становится центром удельного княжества. Феодальная эксплуатация выражалась первоначально в форме сбора дани. После нашествия Батыя, в Устьянские земли хлынули новые волны переселенцев. Одним из самых ранних документов Устьянской земли является «Уставная грамота Устьянским волостям 1539 года». Согласно этой грамоте, все Устьянские земли разделялись на 3 части не граничившие друг с другом. Самой большой стала Восточная часть или «Ростовская», вторая часть называлась «Пежемской», а третья – «Чюшевицкой». Также в этой грамоте было указано количество деревень (119) и дворов (221) в Устьянских волостях. Для сбороа налогов с населения указано было составлять писцовые книги. Подобная перепись была проведена Андреем Карамышевым примерно в 20е гг. XVI в. Налог собирался три раза в год, а единицей налогообложения была деревня. В «Уставной грамоте» встречаются наиболее частые преступления, например, убийство, татьба, и наказания (в основном штрафы). Вторая часть грамоты вышла 5 марта 1553 года, это было связано с решением Ивана IV ограничить кормления. По этой грамоте суд кормленщиков резко ограничивается. На суде вводится обязательное присутствие старосты и излюбленных целовальников (представителей от мира). В 1555 Устьянские волости получили самоуправление. Оно вводилось сверху. Вместо кормленщиков стали избираться населением излюбленные старосты. Также с середины XVI века Устьянские земли переходят на денежный счет. В начале XVII века Москва предприняла первую попытку провести перепись в устьянских волостях, но она потерпела неудачу. В 1634 г. В Устьянских землях было проведено собрание по поводу принятия ямской повинности. Для Москвы такой налог был очень выгодным, так как все расходы по содержанию подвод перекладывались на местное население. У устьяков это вызвало большое недовольство не только из-за лишней платы, но и из-за того, что людям самим нужно было предоставлять лошадей для перевозок. По этому поводу было проведено еще несколько собраний, но не все волости согласились принять повинность. В Соденгской, Чардомской волостях, а также в Введенском стане вспыхнули волнения, но они были быстро подавлены. Все Устьянские волости подчинялись в церковном отношении Ростовскому владыке до 1674 г., в этот год они перешли в ведение Новгородской митрополии. Староверов и евангелистов на Устье не было, почти все жители исповедовали только православное христианство. Всего в Устьянах было около 17 церквей и почти в каждой деревне была своя часовня. По свидетельсвам приезжих купцов, устьяки религиозностью не отличались, но строго соблюдали все христианские обряды: крещение, венчание и т.п. После введения Петром Первым губернского деления страны (1708), Устьянские волости вошли на короткое время в состав Архангельской губернии и состояли в Тотемской доле Важского уезда. Все управление черными землями Севера Петр передал в руки Московской ратуши. С введением в 1706 году смоляной повинности, стало развиваться смолокурение. Например, в Чадромской волости. Чадромского бурмистра Афанасия Беляева назначили ответственным за производство смолы по всем Устьянским волостям. В Никольскую, Введенскую и Дмитриевскую волости для обучения смолокуренному производству были направлены мастера. Однако на первой поре работы по налаживанию смолокурения продвигались медленно. В правление Петра I появились многочисленные налоги, это было связано со строительством Петербурга, корабельным строительством и военной деятельностью. 1710 году ввели сбор "За Санкт - Петербургский флотский провиант, сбор на покупку драгунских лошадей, на провиант и фураж для драгунских и солдатских полков". В 1712г. - "на Петербургский провиант"; 1714г.- "на Рижский морской провиант"; 1717г. - "на адмиралтейские припасы"; 1718г. - "на постройку магазеи и флотского корпуса". Брали сбор с варки пива, со свадеб и пр. В 1707 году случился перебой с производством водки. Тогда государством была объявлена временная монополия на покупку ржи в Устьянских волостях. Избрали хлебных "целовальников", которые скупали рожь на Устье, организовывали размол ее на муку и отправляли в Шенкурск. С 1717 года – Устьянские земли значились в Вологодской губернии. Одним из новшеств в Петровское время было введение административного деления на провинции. Устьянские волости отпали от Шенкурска и были введены в состав Устюжской провинции, в виде отдельного округа со своим комиссарским управлением. Первым комиссаром был избран Григорий Готовцев. С 1780 – Устьянские земли входили в Красноборский уезд. С его упразднения в 1796 году, отошли к Вельскому уезду. В 1765 году из Архангельска в Устьянский район пришли новые сельскохозяйственные культуры, в том числе и картошка. А в 1798 году был завезен табак. Традиционная хозяйственная деятельность – земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, отхожие промыслы, ремесла. Главное богатство – хлеб. Земледелие развивалось в верховьях и среднем течении Устьи, на реках Заячьей и Соденьге. Этому способствовали более плодородные почвы. В низовьях Устьи земли песчаные и глинистые, большое количество болот, там ведение земледелия было не выгодным. Вся земля, пригодная для земледелия, числилась за деревенской общиной, а обрабатывалась индивидуально. Повсеместно господствовало трехполье. Скотоводство обеспечивало устьяков мясом, молоком и животным сырьем: шерстью, кожами. В конце XIX века «средняя» семья имела 3-5 коров, 1-3 лошади и до 20ти овец. На лето взрослые мужчины могли объединятся для ловли рыбы ( в основном, неводом), затем ее продавали или просто делили между собой. Но преобладал индивидуальный лов. Охота практиковалась отдельными семьями в свободное время. Животные, на которых охотились: заяц, белка, лиса, куница, бобер, лось, медведь, рысь, волк. Из птиц: глухарь, тетерев, рябчик, утка. В 1900 году население Устьянских волостей составляло 34 475 человек. Центром являлось село Шангалы. Устьянские волости, размещенные на мелководных, несудоходных реках, не имели хороших дорог, были удалены от крупных торговых городов. Тем не менее, по Устье и через небольшие речки Верхнюю и Нижнюю Ергу – притоки Сухони – Великий Устюг был связан с Вагой. Верховья Устьи имели дороги на Северную Двину, на Пермогорье. Через Бесстужево шел старинный путь на Двину. Устья, наряду с верхней Вагой, являла собой значительный, в несколько сотен километров, участок булгаро-вепского торгового пути. Она, наряду с Кокшеньгой, как указывает О.В. Овсянников, имела важное стратегической значение. Почти все военные походы московских ратей в Заволочье проходили по Сухоне, а с Сухоны по Двине, Устье и Кокшеньге.